Экраноплан "Лунь" или Большой Каспийский монстр!
Экраноплан "Лунь" или Большой Каспийский монстр!
История одной из достопримечательности Дагестана экраноплана "Лунь"

История создания экраноплана «Лунь» началась еще в советские времена. Номер проекта, согласно которому конструировали этот военный объект - Каспийский морской монстр 903. Разработки необычного надводного корабля производились с семидесятых годов прошлого века. Работы в основном велись в центральном конструкторском бюро, имя которому дал Ростислав Евгеньевич Алексеев, советский инженер-строитель.
Цель проекта - создать универсальный ракетный экраноплан, способный эффективно поражать одиночные корабли, эскадры, десантные группы крейсеров и прочие объекты (водоизмещающие, на воздушной подушке или оснащенные подводными крыльями). Уникальность экраноплана в том, что он невидим корабельными радарами, поэтому может подходить к цели достаточно близко, буквально на расстояние ракетного залпа.
В 1986 году Каспийский морской монстр был спущен на воду. Испытания проводились вплоть до 1990 года. Далее экраноплан включили в Каспийскую флотилию. Но с течением времени стала очевидной военная нецелесообразность данного аппарата, а также сказался недостаток финансирования после развала Советского Союза. На данный момент экраноплан Алексеева заброшен в Дагестане на побережье Каспийского моря, засекреченная аппаратура сдана на склад, а в нём планируется создать военный музей.
Конструктор и создатель Каспийского монстра - Кирилловых Владимир Николаевич, он руководил группой инженеров, благодаря которым кораблю была дана жизнь. Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был разработан на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. А сейчас поведаем об ошибке, которую упоминали выше.

Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм про "Лунь" (ссылка на ютуб), чтобы больше узнать интересных фактов про данный проект СССР.
Почему проект 903 прозвали «КАСПИЙСКИЙ МОНСТР»

Прототипом упомянутого экраноплана «Лунь» стал экспериментальный корабль-макет (кратко - КМ), разработанный тем же конструкторским бюро. Именно из-за неправильной расшифровки этой аббревиатуры и появилось название Каспийский монстр. Сначала его подхватила западная пресса, потом оно прижилось в РФ, а далее и экраноплан «Лунь» тоже стали так называть - проект 903 «Каспийский монстр».

Принцип работы

Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).
После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.

Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.
История одной из достопримечательности Дагестана экраноплана "Лунь"

История создания экраноплана «Лунь» началась еще в советские времена. Номер проекта, согласно которому конструировали этот военный объект - Каспийский морской монстр 903. Разработки необычного надводного корабля производились с семидесятых годов прошлого века. Работы в основном велись в центральном конструкторском бюро, имя которому дал Ростислав Евгеньевич Алексеев, советский инженер-строитель.
Цель проекта - создать универсальный ракетный экраноплан, способный эффективно поражать одиночные корабли, эскадры, десантные группы крейсеров и прочие объекты (водоизмещающие, на воздушной подушке или оснащенные подводными крыльями). Уникальность экраноплана в том, что он невидим корабельными радарами, поэтому может подходить к цели достаточно близко, буквально на расстояние ракетного залпа.
В 1986 году Каспийский морской монстр был спущен на воду. Испытания проводились вплоть до 1990 года. Далее экраноплан включили в Каспийскую флотилию. Но с течением времени стала очевидной военная нецелесообразность данного аппарата, а также сказался недостаток финансирования после развала Советского Союза. На данный момент экраноплан Алексеева заброшен в Дагестане на побережье Каспийского моря, засекреченная аппаратура сдана на склад, а в нём планируется создать военный музей.
Конструктор и создатель Каспийского монстра - Кирилловых Владимир Николаевич, он руководил группой инженеров, благодаря которым кораблю была дана жизнь. Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был разработан на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. А сейчас поведаем об ошибке, которую упоминали выше.

Почему проект 903 прозвали «КАСПИЙСКИЙ МОНСТР»

Прототипом упомянутого экраноплана «Лунь» стал экспериментальный корабль-макет (кратко - КМ), разработанный тем же конструкторским бюро. Именно из-за неправильной расшифровки этой аббревиатуры и появилось название Каспийский монстр. Сначала его подхватила западная пресса, потом оно прижилось в РФ, а далее и экраноплан «Лунь» тоже стали так называть - проект 903 «Каспийский монстр».

Принцип работы

Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).
После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.

Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.

Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм про "Лунь" (ссылка на ютуб), чтобы больше узнать интересных фактов про данный проект СССР.
Путешествие в горячий Дагестан!
5 дней/4 ночи!
Путешествие в горячий Дагестан!
5 дней/4 ночи!
Made on
Tilda